Отраслевые меры по улучшению результатов альтернативной энергетики

Успешное развитие украинской ветроэнергетики продолжилось и в 2013 году, с увеличением мощности на 56% по сравнению с 2012 годом. Украинское законодательство предусматривает налоговые льготы для развития ветроэнергетических проектов. К ним относятся освобождение от уплаты импортного НДС и таможенных пошлин, снижение земельного налога на 75% для электростанций с возобновляемыми источниками энергии и освобождение от налога на прибыль организаций до 2021 года для компаний, которые производят электроэнергию только из возобновляемых источников энергии. 

Законодательные стимулы включают возможность введения зеленого тарифа на электроэнергию, производимую на электростанциях, использующих, в частности, энергию ветра. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://www.ueex.com.ua/eng/exchange-quotations/natural-gas/.  

В настоящее время Украина имеет один из самых высоких зеленых тарифов на солнечную энергию в Европе. Правительство закупает электроэнергию, полученную из альтернативных источников, примерно за 1 доллар США за кВт, а затем продает ее потребителям по единой ставке примерно 30 центов за кВт. Эта текущая ставка государственного субсидирования находится под угрозой, и законодательство ожидает снижения ставки примерно на 40%. Это создает большую неопределенность для частных инвесторов и, вероятно, негативно скажется на развитии и производстве альтернативной энергетики в Украине. Этот шаг выгодно отличается от продолжающейся государственной поддержки и субсидирования устаревших тепловых электростанций по просьбе мощных промышленных групп. Подобные энергетические дисбалансы создают серьезные препятствия для развития альтернативной энергетики в Украине. 

Почти треть мирового населения по-прежнему использует древесную биомассу в качестве основного источника топлива. В некоторых регионах, включая развитые страны, биомасса обеспечивает 90% потребностей в топливе. Биомасса является доступным, возобновляемым и дешевым источником энергии для многих сельских жителей. Биомасса условно делится на три основных вида биотоплива: твердое (древесная щепа, пеллеты, брикеты), жидкое (биодизель, этанол) и газообразное (биогаз). Биотопливо производится исключительно из возобновляемого биологического сырья, такого как отходы сельского хозяйства и промышленности. Они могут использоваться непосредственно в качестве топлива или в качестве компонентов при производстве других видов топлива. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: www.ueex.com.ua.

Основные направления политики в отношении биомассы и биогаза в Украине касаются производства электрической и тепловой энергии. Например, заводы по производству рапса и биотоплива второго поколения используют биомассу для производства тепловой энергии. Хотя Украина в настоящее время производит менее 0,5% своей энергии из биомассы, по оценкам, она может производить более чем в 10 раз больше, чем в настоящее время. Это делает биомассу важным энергетическим компонентом. Однако отсутствие ясности в отношении того, когда применяются правила «местного содержания», и навязывание правила «местного содержания» сдерживают рост рынка биомассы. Временная мера стимулирования производства-освобождение производителей биотоплива от уплаты подоходного налога до 2020 года. Также предпринимаются шаги по введению законов, стимулирующих производство биодизельного топлива, в частности поэтапного увеличения обязательного использования биотоплива и смешанного моторного топлива.